VK Icon Telegram Icon Android Icon
календарь
мар
ВТ
мар
СР
мар
ЧТ
мар
ПТ
мар
СБ
мар
ВС
мар
ПН
мар
ВТ
мар
СР
мар
ЧТ
мар
ПТ
мар
СБ
мар
ВС
мар
ПН
концерт

Шостакович. Симфония № 13

ноя
ЧТ
18 ноября 2021
четверг
начало
20:00
место проведения

Концертный зал Зарядье (Большой зал)

описание от организаторов

Шостакович. Симфония №13

Сергей Лейферкус, баритон

Дирижер – Дмитрий Корчак

Московский Синодальный хор

В зале «Зарядье» открывается цикл концертов, посвященный симфониям Шостаковича.

Впервые в масштабном проекте примут участие столичные и региональные оркестры: Большой симфонический оркестр, Государственный академический оркестр имени Е.Ф. Светланова, Национальный симфонический оркестр России, Российский национальный оркестр, Персимфанс, «Солисты Москвы» и другие. За дирижерский пульт встанут Владимир Федосеев, Дмитрий Корчак, Василий Петренко, Владимир Спиваков, Михаил Плетнев, Пьер Блез (Франция), Дмитрий Лисс, Андрей Борейко, Юрий Башмет, Даниил Райскин.

К написанию Тринадцатой симфонии («Бабий Яр») Шостакович приступил в 1962 – композитора привлекли стихи Евгения Евтушенко, опубликованные в «Литературной газете» осенью 1961. Евтушенко рассказывает о страшной трагедии 1941, когда под Киевом, у огромного оврага на окраине города, были расстреляны тысячи евреев – их тела были сброшены в ров. Эта история настолько взволновала Шостаковича, что он решил написать вокально-симфоническую поэму, однако позже к ней добавились еще 4 части – так появилась Тринадцатая симфония. Премьера сочинения была под угрозой срыва – слишком предвзято к ней относились власти и критика, а вокалисты и дирижеры вообще отказывались исполнять эту музыку. Однако, несмотря на препятствия, исполнение все-таки состоялось – и прошло с большим успехом. Музыкальный язык Симфонии №13, как и другие произведения этого периода, обогатился новыми элементами – Шостакович увлекся так называемой атональностью, которая была открыта еще в начале 20 века Арнольдом Шёнбергом и произвела в свое время настоящую сенсацию.

Перед концертом в Малом зале в 19.00 состоится лекция «Разговор о Шостаковиче».

Левон Акопян

Подробнее о том, почему именно в четвертой части («Страхи») – текст для которой, кстати, Евтушенко сочинил специально по просьбе Шостаковича – композитор прибегает к атональности, с какими еще сложностями перед премьерой сочинения он столкнулся, а также в целом о самой симфонии расскажет Левон Акопян.

Поскольку многие сами собой разумеющиеся вещи из понимания музыки Шостаковича уходят вместе с тем поколением, для которого эта музыка писалась – необходимым становится комментарий к каждому концерту. С этой целью создан цикл «Разговор о Шостаковиче»: за час до каждого концерта в Малом зале «Зарядья» о симфониях композитора расскажут музыканты, журналисты и музыковеды:

Петр Айду и Григорий Кротенко (№1 и №2)

Юлия Бедерова (№8 и №15)

Левон Акопян (№11, №13 и №14 – о последней совместно с Юрием Башметом)

Дина Кирнарская (№6 и №10)

Варвара Турова и Алексей Курбатов (№5)

Иосиф Райскин (№7)

Ольга Дигонская (№9 и №12)

Андрей Борейко (№4)

Иосиф Райскин и Даниил Райскин (№3)

Вход на «Разговор о Шостаковиче» осуществляется после регистрации на сайте.

Для регистрации необходимо иметь билет на вечерний концерт в тот же день.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович – одна из самых значительных и в то же время самых противоречивых фигур на культурной сцене СССР. Безусловно, речь идет не о стилистической составляющей его творчества – в целом произведения Шостаковича выдержаны в достаточно традиционной манере – прежде всего, имеется ввиду история отношений Шостаковича с советской властью. С одной стороны, Шостакович, по мнению некоторых критиков, «самый преданный музыкальный сын Советской России», с другой – композитор, искренне ненавидящий советскую систему.

Противоречивые и сложные отношения с советским режимом наложили отпечаток на симфонии Шостаковича – «величие и боль» его музыки настолько замешаны на советской жизни, что этот контекст игнорировать невозможно. Творчество Шостаковича оказывается своеобразной «историей болезни» советской цивилизации – фактически в каждом опусе композитора слышится реакция на те или иные события.

ресурсы
• анонс в афише на сайте площадки
Уточняйте информацию на официальных ресурсах, следите за обновлениями в соцсетях.
мои планы
афиша
маленькая афиша
смотрите также:
Теодор Курентзис и musicAeterna
12 мар @ Зарядье