концерт

Шостакович. Симфония № 5

афиша
20:00

место проведения

Концертный зал Зарядье (Большой зал)

Китай-Город
  • zaryadyehall.com
  • vk.com/zaryadyehall
  • facebook.com/zaryadyehall

стоимость

Цена билета от 300 руб.
Указана начальная стоимость в предпродаже.
Ближе к дате мероприятия цена может вырасти.
Уточняйте стоимость и места продажи билетов на официальных ресурсах мероприятия.

описание

Шостакович. Симфония №5.

Красноярский академический

симфонический оркестр

Дирижер – Владимир Ланде

В зале «Зарядье» открывается цикл концертов, посвященный симфониям Шостаковича.

Впервые в масштабном проекте примут участие столичные и региональные оркестры: Большой симфонический оркестр, Государственный академический оркестр имени Е.Ф. Светланова, Национальный симфонический оркестр России, Российский национальный оркестр, Персимфанс, «Солисты Москвы» и другие. За дирижерский пульт встанут Владимир Федосеев, Дмитрий Корчак, Василий Петренко, Владимир Спиваков, Михаил Плетнев, Пьер Блез (Франция), Дмитрий Лисс, Андрей Борейко, Юрий Башмет, Даниил Райскин.

В 1936 Шостакович попадает в число опальных авторов после вышедших в газете «Правда» статей «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь». Большинство его произведений, написанных до 1936, оказываются в «черном списке» и надолго исчезают из культурной жизни страны. Несмотря на сложные обстоятельства, в апреле 1937 композитор, находясь в Крыму, приступает к сочинению своей Пятой симфонии. Ее премьера состоялось 21 ноября 1937 в Ленинграде под управлением Евгения Мравинского. Демонстративные овации высокопоставленных слушателей после исполнения сочинения в разгар «Большого террора» значили многое: судя по всему, композитор был реабилитирован. Об этом говорили и многочисленные положительные отзывы в прессе: «деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику», «о становлении личности» в условиях социализма и других. Симфония была с успехом воспринята не только блюстителями идеологии, но и представителями творческой интеллигенции, что не могло не насторожить тех, кто занимался культурной политикой советского государства.

В 1930-е годы Шостакович получил предложение написать балет «Болт» – изначально он назывался «Вокруг новой машины» – на либретто Виктора Смирнова, директора Московского художественного театра. Балет получился сатирическим: два первых акта представляли собой своего рода ревю. С одной стороны, плакатное обличение пережитков (прогульщик, поп, солопницы, соглашатель), с другой – массовые танцы и пантомимные сцены: «Проверка установки машины», «Пуск цеха». Премьера балета оказалась первым и последним исполнением сочинения – на сцене «Болт» больше не появился. Сюита из балета была впервые исполнена в 1933.

Перед концертом в Малом зале в 19.00 состоится лекция «Разговор о Шостаковиче».

Варвара Турова и Алексей Курбатов

Поскольку многие сами собой разумеющиеся вещи из понимания музыки Шостаковича уходят вместе с тем поколением, для которого эта музыка писалась – необходимым становится комментарий к каждому концерту. С этой целью создан цикл «Разговор о Шостаковиче»: за час до каждого концерта в Малом зале «Зарядья» о симфониях композитора расскажут музыканты, журналисты и музыковеды:

Петр Айду и Григорий Кротенко (№1 и №2)

Юлия Бедерова (№8 и №15)

Левон Акопян (№11, №13 и №14 – о последней совместно с Юрием Башметом)

Дина Кирнарская (№6 и №10)

Варвара Турова и Алексей Курбатов (№5)

Иосиф Райскин (№7)

Ольга Дигонская (№9 и №12)

Андрей Борейко (№4)

Иосиф Райскин и Даниил Райскин (№3)

Вход на «Разговор о Шостаковиче» осуществляется после регистрации на сайте.

Для регистрации необходимо иметь билет на вечерний концерт в тот же день.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович – одна из самых значительных и в то же время самых противоречивых фигур на культурной сцене СССР. Безусловно, речь идет не о стилистической составляющей его творчества – в целом произведения Шостаковича выдержаны в достаточно традиционной манере – прежде всего, имеется ввиду история отношений Шостаковича с советской властью. С одной стороны, Шостакович, по мнению некоторых критиков, «самый преданный музыкальный сын Советской России», с другой – композитор, искренне ненавидящий советскую систему.

Противоречивые и сложные отношения с советским режимом наложили отпечаток на симфонии Шостаковича – «величие и боль» его музыки настолько замешаны на советской жизни, что этот контекст игнорировать невозможно. Творчество Шостаковича оказывается своеобразной «историей болезни» советской цивилизации – фактически в каждом опусе композитора слышится реакция на те или иные события.

Программа:

- Шостакович

Симфония №5

Сюита из балета «Болт»

источники

Уточняйте информацию на официальных ресурсах, следите за обновлениями в соцсетях.
Чтобы ссылки на все ресурсы стали активными – зарегистрируйтесь.