VK Icon Telegram Icon Android Icon
календарь
фев
СР
фев
ЧТ
фев
ПТ
фев
СБ
фев
ВС
фев
ПН
фев
ВТ
фев
СР
фев
ЧТ
фев
ПТ
фев
СБ
мар
ВС
мар
ПН
мар
ВТ
прошедший концерт

Rempis / Lonberg-Holm / Nilssen-Love

окт
СР
30 октября 2019
среда
начало
20:00
билеты
Цена билета от 1500 руб.
Стартовая цена предпродажи – 1500 руб.
Стоимость на входе – 1800 руб.
место проведения

Культурный центр ДОМ

описание от организаторов

Дейв Ремпис / Dave Rempis – саксофон (США)

Фред Лонберг-Холм / Fred Lonberg-Holm – виолончель (США)

Пол Нильссен-Лав / Paal Nilssen-Love – ударные (Норвегия)

СТРЕЛА, ЛЕТЯЩАЯ НА ВОСТОК

В наше бурное время островки стабильности встречаются всё реже и реже. Это относится буквально ко всем областям жизни – рестораны закрываются, не успев открыться, кинорежиссёры «сдуваются», сняв один выдающийся фильм, а вменяемые люди, с которыми приятно иметь дело по разным поводам, вдруг исчезают и заменяются людьми неадекватными. В области новой музыки и особенно свободной импровизации дело обстоит ещё хуже: музыканты решают «поиграть вместе» (а чаще за них это решают кураторы фестивалей) и, сыграв несколько концертов и в лучшем случае выпустив диск, расходятся навстречу новым приключениям. Но не таково убойное чикагско-норвежское трио Ballister, отмечающее в этом году солидный по нынешним меркам десятилетний юбилей. Трио впервые собралось в 2009 году, и, как может себе представить любой поклонник импровизационной музыки, имеющий хотя бы смутное представление о его участниках, было обречено на немедленный успех. С первой же секунды всё «работало», клей был разлит в воздухе, музыканты понимали друг друга с полувзгляда, публике казалось, что группа играет заранее написанные и тщательно отрепетированные композиции. Назад дороги не было.

Музыка Ballister поражает, безудержная энергия Дейва Ремписа и Пола Нильссена-Лава в сочетании с обильно сдобренными различными электронными примочками виолончельными эскападами Фреда Лонберг-Холма создают мощные ощущения от прослушивания. На динамичные грувы накладываются нойзовые текстуры и спорадические мелодические междометия. Эти подвижные и наслаивающиеся друг на друга ритмы часто создают у присутствующих ощущение выдернутого из-под ног ковра. Отметим, что музыка Ballister черпает своё вдохновение в творчестве Джулиуса Хемфилла 70-х и 80-х годов с участием Абдула Вадуда, Prime Time Орнетта Коулмана и джаз-роковых изысканиях электрических составов Майлза Дэвиса в начале 70-х годов.

Впервые приезжающий в Россию саксофонист, импровизатор и композитор Дейв Ремпис ворвался на знаменитую чикагскую джазово-импровизационную музыкальную сцену в 1997 году, когда ставший уже тогда знаменитым Кен Вандермарк попросил его присоединиться к своей группе Vandermark 5 – и с тех пор стал одним из столпов этой сцены, регулярно гастролируя по США и Европе. В это же время Дейв начал создавать собственные составы, впоследствии развивая их. Наибольшую известность приобрели Rempis Percussion Quartet, The Engines, Ballister, Rempis / Abrams / Ra, Wheelhouse, Triage, а также дуэты с Фрэнком Розали и Тимом Дейзи. Другие коллаборации включали работу с Полом Литтоном, Фредом Андерсоном, Питером Брёцманом, Хамидом Дрейком, Томекой Рид, Стивом Свеллом, Элизабет Харник, Джоном Чикаем, Роско Митчеллом, Нейтом Вули, Джейми Бранч, Кевином Драммом, Полом Нильссеном-Лавом, Нельсом Клайном, и Джо Макфи. В 2013 году Ремпис основал свой собственный лейбл Aerophonic Records. В 2017 году Ремпис занял первое место в номинации «восходящая звезда» в ежегодном опросе критиков журнала Downbeat как на альте, так и на баритон-саксофоне. По своей природе имеющая импровизационный характер музыкальная экспрессия Ремписа основана на постоянном изучении джаза и греческой этнической музыкальной традиции (Дейв – этнический грек), глубоком понимании философских основ современной композиции, технической изощрённости и особой любви к «нековенциональным» звукам и нетрадиционному звукоизвлечению.

Ещё одна неотъемлемая составная часть чикагской сцены – неподражаемый виолончелист Фред Лонберг-Холм – известен московской публике гораздо лучше. Именно он в составе трио Ada приезжал в Дом вместе с Петером Брёцманом и Полом Нильссеном-Лавом в 2012 году, и именно он вернулся сюда через три года в составе трио Easel. В прошлом постояный участник мировой новоджазовой «элиты» – Chicago Tentet Петера Брёцмана – Лонберг-Холм является, пожалуй, самым заметным и востребованным виолончелистом в «свободной музыке» со времен легендарного Тома Коры, и одним из виднейших представителей нового поколения импровизаторов на поляне джазового авангарда. Фред с иронией называет себя «антивиолончелистом», подчеркивая тем самым свою сущность экспериментатора, участвовавшего в бесчисленном количестве проектов в русле «свободного джаза», импровизационной и электронной музыки, писавшего музыку для современной хореографии, театра, кино и телевидения, а также игравшего в пост-панк/рок-проектах (например, он записывался с весьма известными группами Wilco, God-is-my-Co-Pilot, The Flying Luttenbachers, Zu и др.). Лонберг-Холм обучался композиции у таких гигантов, как Мортон Фельдман, Полин Оливерос и Энтони Брэкстон, и играл с Джо МакФи, Матсом Густафссоном, Джоном Зорном, Барри Гаем, Лотте Анкер, Икуэ Мори и другими виднейшими музыкантами современности, участвуя в таких составах как Joe McPhee Survival Unit III, Vandermark 5, Territory Ensemble и массе других.

Великого трио The Thing больше нет, хотя хочется думать, что это временно. Но любимец московской публики и большой друг Дома барабанщик Пол Нильссен-Лав живее всех живых, и, не растеряв ни капли своего искусства, вновь выйдет на его сцену. Пол, как всегда, неутомим: помимо Ballister он работает с еще одной парой выдающихся представителей чикагской сцены – саксофонистом Марсом Уильямсом и контрабасистом Кентом Кесслером (трио Boneshaker), продолжает играть со своим давним партнёром Фруде Йерштадом – как в существующем много лет Frode Gjerstad Trio, так и в недавно созданном Brazilian Funk с бразильскими музыкантами, и не забывает о давно сложившихся дуэтах с наиболее выдающимися саксофонистами-импровизаторами – Петером Брёцманом и Кеном Вандермарком. Кроме того, Нильссена-Лава привлекает идея «крупной формы» – такого рода сочинительством он уже несколько лет занимается в большом ансамбле Large Unit имени себя, а также в Pan-Scan Ensemble, образованном в прошлом году Полом совместно с его давним другом и соратником, тоже барабанщиком Столе Сульбергом. А в этом году Пол вместе со своим соратником по The Thing басистом Ингебригтом Хокером Флатеном съездили в пару туров с великим американским саксофонистом Девидом Мюрреем – говорят, получилось совсем неплохо.

За десять лет трио Ballister не только выпустили восемь альбомов – как концертных, так и студийных, – но и успели объездить по нескольку раз всю Европу, обе Америки, часто бывали в Японии, играли на всех крупных фестивалях, привечающих новоджазовую музыку. Удивительно, но по какой-то неведомой причине Россию трио посещает впервые только сейчас. Кстати, “Ballister” означает арбалет – колчаны наполнены, тетива натянута, подставляйте уши!

ресурсы
мой архив
афиша
маленькая афиша
смотрите также:
Michael Kiwanuka
25 июн @ Известия Hall
Зимавсегда
12 мар @ Мумий Тролль
 
;