Альфред 23 Харт (Alfred 23 Harth) – тенор-саксофон, кларнет, карманная труба, электроника, голос, мультимедиа
Казухиса Учихаши (Kazuhisa Uchihashi) – гитара, даксофон
Двадцать три дороги
Имя немецкого саксофониста, композитора, организатора огромного количества проектов и коллабораций, мультимедийного артиста Альфреда Харта должно быть знакомо всякому, кто хоть сколько-то интересовался историей европейского авангардного рока и сопредельных направлений.
Одним из самых известных проектов с его участием была удивительная группа Cassiber – квартет, каждый участник которого представлял собой целое музыкальное направление, и в столкновении направлений рождался новый уникальный язык. В Cassiber Харт был джазовой составляющей, и немудрено – по сравнению с коллегами у Харта было гораздо больше именно джазового опыта; ещё в 1969 году его первый ансамбль, Just Music, занимавшийся преимущественно свободной импровизацией, выпустил альбом на престижном лейбле ECM, специализирующемся на европейском джазе. В 1970 году он был участником Европейского фри-джазового оркестра, который собрали в его родном Франкфурте участники легендарного Art Ensemble of Chicago Лестер Боуи и Роскоу Митчелл, а в 1975 году в течение трех месяцев он играл в Нью-Йорке с деятелями местной авангардной сцены.
Но нелепо было бы считать джаз основным или тем более единственным направлением, в котором работал и работает Харт. Тот же ансамбль Just Music сотрудничал с композиторами-экспериментаторами (в частности, исполнял произведение американца Крисчена Вулфа), устраивал перформансы с предметами домашнего обихода, придя к необходимости такой практики независимо от Джона Кейджа. Позднее трио Харта E.M.T. использовало в своих композициях фрагменты произведений классических композиторов.
В сложившемся в 1975 году и просуществовавшем тринадцать лет знаменитом дуэте с композитором и ныне известным театральным режиссером Хайнером Геббельсом Харт импровизировал на темы песен Ханнса Айслера; Геббельс и Харт сочиняли музыку для театральных постановок, создавали звуковые коллажи под чтение стихов Бертольта Брехта, обрабатывали фрагменты китайской революционной оперы «Шацзябан» о спасении раненых солдат во время войны с Японией, активно использовали синтезаторы и прочие электронные приспособления, впитывая то, что приносила «новая волна».
Вместе они организовали в 1976 году «Так Называемый Леворадикальный Духовой Оркестр», вместе записывали в 1980 году с участием композитора Рольфа Рима и фри-джазового барабанщика Пауля Ловенса альбом «Es herrscht Uhu im Land», состоящий из радикальных и изобретательных миниатюр. С еще одним товарищем по музыкальным экспериментам, эксцентричным вокалистом Кристофом Андерсом, Харт в 1979 году сформировал группу, игравшую панк-рок. Все эти эксперименты в конечном счете и привели Харта, Геббельса и Андерса к созданию в начале 1980-х группы Cassiber, четвертым участником которой стал барабанщик Крис Катлер, создатель великого множества экспериментальных проектов (в первую очередь, британской группы Henry Cow), идеолог международной инициативы Rock in Opposition и основатель важнейшего авангардного лейбла Recommended Records.
Харт постоянно занимался расширением пространства:
а) звукового – придумывая и предлагая другим придумывать различные способы звукоизвлечения
б) стилистического – исследуя различные музыкальные направления и вплетая их элементы в собственное творчество
в) культурного – соединяя музыку с другими видами искусств; началось это еще в 1967 году, когда Харт открыл во Франкфурте «centrum freier cunst», где проходили концерты, выставки, вечера экспериментальной поэзии, хэппенинги
г) географического – осваивая новые страны и территории.
Альфреда Харта интересовали самые разные виды деятельности. В молодости он увлекался нумерологией, йогой, трудами Георгия Гурджиева. В результате погружения в мистику и различные учения музыкант придумал себе прозвище 23 (иногда он записывает собственное имя как "A23H"). Оно возникло в результате сложения цифр 1985 года – когда, собственно, прозвище и появилось. Но оказалось, что это же число получается, если сложить цифры 1949 года – когда Харт появился на свет. А до этого в XX веке годов с подходящей комбинацией цифр не было. В обращении к числу 23 Харт наследует богатой традиции: ему придавали большое значение композитор Альбан Берг, писатель-битник Уильям Берроуз и другие – например, баскетболист Майкл Джордан.
Сразу же после падения «железного занавеса» Харт выступал в Волгограде на фестивале “Неопознанное движение” в составе проекта одного из самых интересных композиторов 70-х – 90-х годов фаготистки Линдси Купер «Oh Moscow»; позднее волгоградский режиссер Сергей Карсаев, делавший телепередачу о фестивале с его участием, снял для канала РТР экспериментальный фильм о Харте, названный «Balance Action».
Большое место в музыкальных путешествиях Харта занимает Азия. Он часто сотрудничает с японскими музыкантами, а в начале 2000-х открывает для себя малоизведанную европейцами Южную Корею, где сейчас, в основном, живет и работает. В результате его плодотворных поездок в Японию постоянным партнером Харта стал Казухиса Учихаши, гитарист, исследователь возможностей шума и исполнитель на даксофоне – изобретенном немецким гитаристом Хансом Райхелем инструменте на основе деревянного лезвия.
Учихаши – многолетний участник группы Ground Zero известнейшего японского экспериментатора Отомо Йошихиде, в середине 1990-х годов сделавшей запись «Revolutionary Pekinese Opera Ver.1.28» на основе того, что ранее делали Харт и Геббельс. Он является одним из основателей группы Altered States, которая начинала как джазовый ансамбль, но затем в ее звучании появились элементы рока и свободной импровизации, в таком ключе музыканты время от времени исполняли и стандарты. С Йошихиде, кстати, активно сотрудничал и сам Альфред Харт.
Вскоре после выступления в Москве дуэтом с Учихаши обоих музыкантов ждет совсем новое приключение, хотя и отсылающее Харта к более старым опытам. По заказу Франкфуртского джазового фестиваля собирается квартет под названием Hope, который, по словам Харта, призван стать чем-то вроде Cassiber XXI века – не воспроизводя музыку Cassiber 1980-х, но наследуя основному принципу группы – созданию нового, своего собственного языка на основе смешения и борьбы разных стилей. Немалую роль в творчестве Cassiber всегда играла политика, отражавшаяся в текстах Криса Катлера, – Харт рассчитывает, что тексты будут и теперь. Хайнер Геббельс и Кристоф Андерс не смогли принять участие в проекте, и к Харту и Крису Катлеру присоединятся Учихаши и басист группы Altered States Мицуро Насуно.
Перечислять всех музыкантов, с которыми Харт вступал в коллаборации на протяжении своей славной карьеры – дело трудоёмкое и неблагодарное, хотя таких «титанов», как Джон Зорн, Эллиотт Шарп и Том Кора, Петер Брётцманн и Сонни Шеррок, Петер Ковальд и Свен-Оке Йоханссон, Дагмар Краузе и Фил Минтон, не упомянуть просто нельзя. «Послужной список» Учихаши тоже немал – помимо Отомо Йошихиде. в числе его партнеров в разное время были такие выдающиеся личности как Ханс Райхель, Том Кора, Шелли Хирш, Зина Паркинс, Юджин Чедборн, Крис Катлер, Дерек Бейли – список можно продолжать до бесконечности.
В ноябре прошлого года Альфред принял участие в историческом концерте, состоявшемся в лондонском Барбикан-центре и посвященном памяти скончавшейся несколько лет назад Линдси Купер. На концерте, на котором Альфред играл со своими старыми товарищами – Фредом Фритом, Крисом Катлером, Дагмар Краузе, Салли Поттер и другими, был исполнен, в частности, песенный цикл Купер “Oh Moscow”, с которым Харт и приезжал в Россию двадцать шесть лет назад.
Трудно переоценить значение фигуры Альфреда Харта для современной мировой авангардно-музыкальной сцены; так же трудно переоценить и значение выступления на фестивале Гёте-института “Джаз осенью – Без стен” дуэта Харт / Учихаши для московской музыкальной жизни. Мы ждём!